СТАРИННЫЕ ОБРЯДЫ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ (20-21 МАРТА)

СТАРИННЫЕ ОБРЯДЫ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ (20-21 МАРТА)
Одинаково Солнце светит, да не всех греет — отвыкли многие весну встречать по солнышку, смотрят в календари, неведомо кем писанные.

А весна-то с Весенним изломом приходит, 20-21 марта, когда день становится равен ночи и пробуждается Природа!

В 2024 году день поравняется с ночью 20 марта в 10:07 по московскому времени.

Старинные обряды Комоедицы.

Вот Комоедица — неделя празднования, весенних забав до мартовского излома Солнца.

В глубь веков уходит особое чествование в это время могучего Велеса. Помимо всего прочего, это звериный Бог — Хозяин.

Воплощается Велес в это время в медведя. Как говорят, медведя чтили у нас ещё до того, как охотники научились земледелию, стали пахать землю-матушку и растить зерна, что принёс нам Ярило-Солнце.

Важно на этом праздничном старинном обряде чтить Велеса танцами. Одетые в медвежьи шкуры танцоры изображают появления Хозяина Лесов на общем празднике.

Не всегда одевались в медвежью шкуру — можно было малицу выворотить мехом наружу.

Маску у нас не надевали, потому как надеть маску — значит натянуть личину навьи.

Чтобы сделать лицо неузнаваемым, по- другому поступали. В Лешуконском районе для этого закрывали лицо белым платком.
Есть свидетельство, что в деревне Русома на Вашке ряженые медведями ходили по домам и танцевали «медвежью пляску». При этом приговаривали:

"— Медвежья пляска не порато баска.
Баска, не баска, а трясёмся."

В Лешуконском и Каргопольском краю пекли обрядовое печенье «козульки», в виде фигурок животных и, по некоторым рассказам, на праздник наряжались козой.

В некоторых деревнях Лешуконского (Ценогоры, Селище) и Холмогорского (Ракула, Курья, Мякурье) районов на Комоедицу в середине деревни жгли костер, в который бросали бочки, туеса со смолой и солому.

В деревне Ильино Холмогорского района ребята, когда костер (по-местному — маяк) разгорится, кричали:

"—Прощай, Мара-Марушка,
На весну редьки хвост,
Побежала на погост!"

Весенние забавы, сожжение соломы на костре, сопровождалось присловьями, похожими на это, в которых Масленица (она же Мара, Морена, Марушка) с прибаутками отправлялась на тот свет.

Но, стоит отметить, сожжение Масленицы не так часто проводилось у нас на Севере, если сравнивать с югом.
Уважаем мы здесь Богиню Зимы и побаиваемся её! Не стоит нам дразнить эту властную красавицу!

Старинные обряды встречи Весны

Встреча Весны-Лёли, следовавшей за Комоедицей и приходившейся на излом Солнца, включала в себя новые весенние забавы.

У нас на Севере вот как веселились: катались на лошадях вдоль деревни или вокруг нее, катались с гор, угощались блинами.

В отличие от южных славян, говорят, никогда не проводили кулачные бои и конные ристалища, старинные обряды на другое нацеливались.

Много было старинных обрядов для молодожёнов. А как же! Ведь Ярило и Лёля спускались в то время к людям!

Так, при катании на лошадях парни усаживали понравившихся им девушек на колени.

В деревнях на Вашке парни украшали коней, на которых катались, лентами, взятыми из повязок девушек.

Повсюду рассказывают, как делали ледяные горы и с них катались все от мала до велика.

В мезенских деревнях при этом особое значение придавалось катанию молодоженов — молодых пар, живущих вместе не больше года.

При катании с гор с молодоженов снимали шапки и трясли ими в воздухе (отсюда и само название обычая — «трясти шапки») до тех пор, пока молодуха не поцелует мужа.
Потом молодые кланялись окружающим и скатывались вместе на санках.

В некоторых деревнях скатывались на шкурах животного. Например, в селе Кимжа Мезенского района рассказывали так:

«Мужа приведут к горке, посадят на шкуру. Он шапкой трясет. Жену его выкликают. Она кланяется по сторонам; потом мужа поцелует, и он ее катит с горки».

Вот ещё обычаи с молодоженами в селе Койнас Лешуконского района. Здесь в день излома Солнца жители деревни рядились охотниками и ловили молодок сетями, потом их отдавали молодым мужьям за выкуп.

Наряжались не только охотниками, но и медведем, рыбаком, лешим («оденутся в черное, рожки сделают»).

В деревнях Северной Двины также существовал обычай для молодоженов скатываться с горки, но несколько в иной форме и под другим названием.

В Холмогорском районе обычай с молодоженами называли «горку мазать»: «первогодние молодые, «горку мазали». Подманят молодых, ножку им подставят, они падают».

Среди весенних забав были и шуточные женитьбы. Жители из села Кулой так сказывают:

— Рядились бывало: мужики — бабой, бабы — мужиками. Лошадь сделают, приведут — она все равно как лошадь... Вот как зайдут с лошадью, так все молодцы в сторону. Просто боялись.

Когда лошадь выйдет, маскированные женятся... Им песни поют; они не открываются — лица не открывают. И ты не знаешь, за кого ты замуж вышла...

Иная раз пять за праздник женится. Ее опевают.

Бывало на Кулой-горе, я видела, так очередь выстраивалась тех, кого женят. Поженят — они уедут, следующих... Потом разнарядятся — люди ведь. Михеевы сыновья хорошо лошадью наряжались...


В гнезде деревень под названием Ракула Холмогорского района главное значение в подобных старинных обрядах придавалось выкупам:

«Если денежки заплатишь, хорошо скатишься, а то санки из-под тебя вытащат.» 

Сходные обычаи с молодоженами назывались «солить рыжики на зиму».
Как мы теперь понимаем, этот весенний праздник — чествование молодожёнов, в противовес Коляде, который больше являлся праздником неженатой молодёжи.

Надо ли возрождать сейчас старинные обряды?

Вот об этом надо подумать. Во всяком старинном обряде есть внешняя сторона, а есть и глубинная суть.

За что держаться, на что смотреть? Уже и не погоняешь на лошади вокруг села, не везде разожжешь костёр до небес.

А вот Велеса уважить, с Мореной проститься, посмеяться и повеселиться, молодожёнов раззадорить и Ярило с Лёлей позвать — так просто!

Блинов поесть, да на Солнышко полюбоваться. Может, и вы исполните этой весной старинные обряды на новый лад?

 Хорошей вам Весны!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка».

Комментарии