Статьи
ЭКЛЕКТИКА И СИНКРЕТИЗМ В РИТУАЛЕ. ФРАГМЕНТ ЛЕКЦИИ.
Эклектикой в культурологии называется смешение элементов противоречивого происхождения.
Например, если на шаманский бубен нанесены египетские иероглифы.
Синкретизм – то же самое, но в области абстрактных понятий.
Синкретизм – это то, что, например, творится в голове среднестатистического российского верующего (причудливым образом там могут уживаться ад и рай с реинкарнациями, истинность и непогрешимость Библии с практикой магии, правота Иисуса с многочисленностью великих учителей человечества, и прочее).
Грубо говоря, эклектика и синкретизм противопоставлены понятиям "единство стиля, целостность мировоззрения, ограниченность конкретной культурой".
Сейчас есть разные мнения в оккультной среде на счёт того, что из этого есть приемлемо/желательно, а что - нет.
Есть, например, упоротые традиционалисты, которые даже рунный став обхают, если в нём одновременно присутствуют руны старшего футарка и руны нортумбрийского ряда (как же так!!! исторически ведь они не могли стоять вместе!!!).
А есть, наоборот, не менее упоротые эклектики, у которых на одном алтаре стоят Бафомет, Магомет, висит кельтский крест и поверхность разрисована клинописью со славословиями шумерским Богам смерти.
Кто же прав?
В моей школе принят целевой подход. Правило достаточно простое и железное: ЭКЛЕКТИКИ И СИНКРЕТИЗМА НУЖНО МАКСИМАЛЬНО ИЗБЕГАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ В НИХ РЕАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, НО ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ЧТО УГОДНО.
Например, составляем ритуал на богатство. Допустим, у нас есть покровитель Гермес.
Использовали обращение на греческом языке. Для стихий, если таковые использовались в ритуале, брали символы из европейского оккультизма (родственные эллинистической культуре и мировосприятию).
И тут, допустим, встаёт вопрос – стоит ли использовать в этом ритуале японский амулет в виде традиционной для Азии монеты с отверстием и каллиграфически выполненными на нём иероглифами "богатство" и "удача"?
Ответ зависит от того, насколько реально этот амулет может усилить ритуал и является ли такое усиление незаменимым.
Например, если амулет этот имеет неиллюзорную силу – достался в наследство от дальнего родственника, который получил его в дар от одного из основателей компании "Мицубиси", во время раскрутки компании долго носившего амулет, и известно, что иероглифы резал и монету заклинал лично синтоистский жрец в храме Богов бабла, успеха и плодородия – вряд ли найдётся лучший предмет для завязки на нём ритуала.
А если это просто монетка, сделанная на самом деле вообще в Гуанчжоу и заказанная импульсивно с Алиэкспресса на всякий случай – нет, нет смысла воротить ради неё лишнюю эклектику.
То же самое касается синкретизма, конечно.
То есть если по каким-то личным причинам заклинателю крайне выгодно в пределах одного ритуала (да и вообще в пределах своей жизни) сочетать призыв духов умерших предков и использование защитного амулета с угрозами покарать демонов произнесением имён Единого Бога – что ж, пусть сочетает.
Но вообще-то вера в силу имён Бога подразумевает принятие авраамической концепции, а та, в свою очередь, "не очень" (мягко говоря) сочетается с общением с умершими предками.
(Автор Артём "Аларан" Ап)
Например, если на шаманский бубен нанесены египетские иероглифы.
Синкретизм – то же самое, но в области абстрактных понятий.
Синкретизм – это то, что, например, творится в голове среднестатистического российского верующего (причудливым образом там могут уживаться ад и рай с реинкарнациями, истинность и непогрешимость Библии с практикой магии, правота Иисуса с многочисленностью великих учителей человечества, и прочее).
Грубо говоря, эклектика и синкретизм противопоставлены понятиям "единство стиля, целостность мировоззрения, ограниченность конкретной культурой".
Сейчас есть разные мнения в оккультной среде на счёт того, что из этого есть приемлемо/желательно, а что - нет.
Есть, например, упоротые традиционалисты, которые даже рунный став обхают, если в нём одновременно присутствуют руны старшего футарка и руны нортумбрийского ряда (как же так!!! исторически ведь они не могли стоять вместе!!!).
А есть, наоборот, не менее упоротые эклектики, у которых на одном алтаре стоят Бафомет, Магомет, висит кельтский крест и поверхность разрисована клинописью со славословиями шумерским Богам смерти.
Кто же прав?
В моей школе принят целевой подход. Правило достаточно простое и железное: ЭКЛЕКТИКИ И СИНКРЕТИЗМА НУЖНО МАКСИМАЛЬНО ИЗБЕГАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ В НИХ РЕАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, НО ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ЧТО УГОДНО.
Например, составляем ритуал на богатство. Допустим, у нас есть покровитель Гермес.
Использовали обращение на греческом языке. Для стихий, если таковые использовались в ритуале, брали символы из европейского оккультизма (родственные эллинистической культуре и мировосприятию).
И тут, допустим, встаёт вопрос – стоит ли использовать в этом ритуале японский амулет в виде традиционной для Азии монеты с отверстием и каллиграфически выполненными на нём иероглифами "богатство" и "удача"?
Ответ зависит от того, насколько реально этот амулет может усилить ритуал и является ли такое усиление незаменимым.
Например, если амулет этот имеет неиллюзорную силу – достался в наследство от дальнего родственника, который получил его в дар от одного из основателей компании "Мицубиси", во время раскрутки компании долго носившего амулет, и известно, что иероглифы резал и монету заклинал лично синтоистский жрец в храме Богов бабла, успеха и плодородия – вряд ли найдётся лучший предмет для завязки на нём ритуала.
А если это просто монетка, сделанная на самом деле вообще в Гуанчжоу и заказанная импульсивно с Алиэкспресса на всякий случай – нет, нет смысла воротить ради неё лишнюю эклектику.
То же самое касается синкретизма, конечно.
То есть если по каким-то личным причинам заклинателю крайне выгодно в пределах одного ритуала (да и вообще в пределах своей жизни) сочетать призыв духов умерших предков и использование защитного амулета с угрозами покарать демонов произнесением имён Единого Бога – что ж, пусть сочетает.
Но вообще-то вера в силу имён Бога подразумевает принятие авраамической концепции, а та, в свою очередь, "не очень" (мягко говоря) сочетается с общением с умершими предками.
(Автор Артём "Аларан" Ап)
Комментарии