История Таро
Форум -> Таро -> История Таро
Страницы: 1
История Таро
 
Первые достоверные исторические упоминания о картах Таро относятся к Европе XIV века. Это век разгрома Ордена Храма, Столетней войны, Жанны дАрк. Век Данте и его «Божественной комедии»...таким образом, современные карты Таро имеют средневековое происхождение (что, кстати, делает их особенно интересным инструментом для тех, кто увлекается медиевистикой).

Однако есть основания полагать, что сами карты гораздо старше, и множество историков, писателей и оккультистов наперебой предлагают свои версии их происхождения. Поразительно не это, а то, до какой степени сумбурны те сведения, которые приводятся в литературе по Таро на этот счет.

Порой достойные всякого уважения источники именно в вопросах истории Таро оказываются вопиюще поверхностными и пестрят фактическими ошибками. Мы решились провести свое исследование, чтобы воссоздать по возможности правдоподобный исторический контекст и внести ясность в этот вопрос. Если Вы располагаете какими-либо дополнительными сведениями по истории Таро – присылайте, будем рады внести их в копилку. Если у Вас возникают вопросы, идеи – пишите, будем искать и думать вместе.

Все дошедшие до нас ранние колоды Таро были произведениями искусства, которые создавались художниками по заказу известных людей (между прочим, и сегодня колоду Таро приобрести не так уж дешево).

Старейшей из полных колод, содержащих все 78 карт, которые дошли до наших дней, считается колода семейства Висконти-Сфорца, созданная в первой половине XV века в Италии.

Приблизительно в 1432 году состоялась помолвка Франческо Сфорца, в будущем четвертого герцога Миланского, и Бьянки Марии Висконти, и предполагается, что выполненная на заказ придворным художником Бонифацио Бембо колода (настоящее произведение искусства) была одним из подарков. Это не значит, что прежде карт Таро не было. Более ранние колоды полностью до нас не дошли.

Существует множество гипотез и предположений, что предшествовало их появлению, однако ни одна не подкреплена фактическими свидетельствами, так что их одинаково сложно доказать или опровергнуть. Но авторы всех предположений сходятся в одном – маловероятно, чтобы столь хорошо отструктурированая и глубокая система образов, причем наделенная феноменальной устойчивостью (состав колоды Таро за долгие века не претерпел практически никаких изменений), была в один прекрасный день просто придумана по случаю герцогской свадьбы.

Самое, пожалуй, интригующее – то, что ни 22 Старших Аркана, и 56 Маладших Арканов никоим образом не были подписаны. Создается впечатление, что средневековые любители Таро прекрасно знали последовательность Арканов и их смысл. Сегодняшние издатели в 90% случаев считают своим долгом облегчить жизнь пользователя, надписывая карты и помогая понять, кто есть кто, где Маг, где Император, где Иерофант...

А в те времена образы идентифицировались без текстовых ключей. Иными словами, в XV веке людям не требовалась шпаргалка, чтобы разобраться в структуре колоды, словно речь шла о чем-то само собой разумеющемся, в чем не предполагалось никаких ошибок и заблуждений.

Это тем более показательно, что колода использовалась как для прорицания, так и для игры «в тарок» (tarocchi), а игра как правило требует быстрого и безошибочного соображения (не станешь же спрашивать в разгар действа «ой, подскажите, а что это у меня за карта?)».
 
Встречающееся в книгах объяснение, что в средние века при королевских дворах часто устраивались помпезные шествия (традиция, коренящаяся еще в римских сатурналиях и триумфах), и поэтому последовательность Старших Арканов (козырей-триумфаторов, «трионфи») была всем известна, не выдерживает критики.

В XVIII веке французский писатель, богослов и оккультист Антуан Курт де Жебелен (Гебеллин, Жаблен) в работе «Du Jeu des Tarot» выдвинул довольно популярную ныне версию об египетских корнях Таро.

Согласно этой версии, Таро является священной книгой, созданной одной из древнейших тайных египетских мистических организаций, объединявшей последователей культа Асар-хапи (более известного под греческим именем Сераписа, которое буквально переводится как «гробница быка»).

Предположительно, книга являла собой набор иероглифических табличек (или же сборник отдельных папирусов) и содержала бессмертное учение Тота – Писца богов, Мастера всех наук и искусств, Знатока всех ремесел, Хранителя Книги Жизни и автора знаменитой Изумрудной скрижали (он же Гермес Трисмегист, «Трижды Величайший»).

И ныне существует мнение, что Арканы Таро – это упрощенная и зашифрованная версия бессмертной книги Тота.

По преданию эта книга содержала «ключ к бессмертию», то есть секрет процесса, посредством которого происходит полное возрождение человека. Выражаясь более современным языком, Таро описывает путь развития человеческого «Я» по направлению к своей наивысшей, трансцендентальной сущности.

Старшие Арканы описывают стадии духовной трансформации, а Младшие – жизненные уроки, благодаря которым эта трансформация происходит. Эта книга использовалась в Мистериях, во время оккультных практик, инициаций. Кстати, существует версия, что в самом Древнем Египте это учение было сугубо тайным по той причине, что книга Тота предвещала неизбежное падение царской династии и разрушение Египетского царства. По легенде, она среди немногих чудом была спасена во время пожара в Александрийской библиотеке в 47 г. до н.э., оттуда попала в Древний Рим, где и дожила до веков христианства.

Папюс в своем «Ключе к оккультным наукам» выдвигает версию, что когда над Египтом нависла опасность уничтожения (как раз в те самые времена), жрецы мистического общества рассмотрели множество вариантов, как сохранить священные знания для будущих поколений посвященных.

Устная традциия могла прерваться в любой момент, да и вообще все на земле подвержено изменению и разрушению – не только сами хранилища и носители информации, но религии, идеологии, общества... И жрецы рассудили, что единственное, что мало подвержено изменениям – это сама небезупречная человеческая натура, полная азарта и легкомыслия.

На основе одного из самых древних и распространенных человеческих пристрастий – любви к азартным играм – они и создали хранилище информации, колоду карт, зашифровав в ней символы вековой мудрости для посвященных, для непосвященных остающихся забавой или примитивными картинками. Так это или нет, но карты, похоже, и впрямь вечны.

А версия, что аллегории Старших Арканов уходят корнями в учения тайных школ Египта, и описывают стадии развития новообращенного на пути превращения в истинного мастера, очень устойчива.

Послушаем самого Жебелена: «Представьте себе удивление, если бы мы узнали, что труды древних египтян все еще существуют в наши дни... Если бы мы добавили, что эта книга широко используется в большей части Европы, и что она побывала за несколько веков практически у каждого в руках, то конечно же это было бы удивительно...

Мы владеем ею, не обладая ею в действительности, потому что никогда не пытались расшифровать хотя бы одну ее страницу...». Жебелен обращает внимание на поразительную устойчивость структуры Таро, на то, что его многочисленные и несхожие фигуры в своей нараздельности представляют загадку, которую никто еще не пытался разгадать.

Известный французский философ, оккультист и каббалист Альфонс-Луи Констан, известный как Элифас Леви, писал о книге Тота, зашифрованой в виде 78 Арканов Таро: «Это монументальное и уникальное произведение, простое и прочное, как структура пирамид, и поэтому столь же долговечное.

Это книга, которая содержит в себе квинтесенцию всех знаний и бесконечные комбинации которой могут разрешать любые проблемы. Разговаривая с нами, она заставляет нас думать; она порождает все возможные концепции и управляет ими...Расположением карт Таро в определенном порядке можно раскрыть все, что может быть известно о Боге, Вселенной и человеке.

Лишенный книг пленник, обладая он лишь картами Таро и умением ими пользоваться, мог бы через несколько лет познать универсальную науку и общаться по любому вопросу с неистощимым красноречием».

Он считал, что использование Таро в качестве инструмента для предсказаний – это самый поверхностный (после игры) способ, а в действительности оно требует куда более элитарного интеллектуального и духовного подхода, являясь вместилищем огромных знаний.

Что ж, видимо так оно и есть, и это очень заметно при взгляде на посвященную Таро литературу. Часть книг посвящена гаданиям и толкованию Арканов, а часть (куда более сложная для восприятия) – изучению их глубинной сути, в качестве примера можно упомянуть книги Освальда Вирта и Валентина Томберга.

Итак, источниками, связанными с Таро, можно считать учения тайных школ Древного Египта, кои частично унаследовали любопытные и непоседливые древние греки, а также Каббалу – мистическое иудейское учение. Порядок Старших Арканов связывают с древнееврейской письменностью и системой счета. Эту тему мы рассмотрим более подробно в разделе сайта, посвященном связям Таро с другими эзотерическими науками, поскольку вообще-то именно связи Таро с Каббалой просматриваются наиболее отчетливо.
Страницы: 1